Синтоизм
Синтоизм является продолжением древнего анимизма, смешанного с культом предков, поклонением Солнцу и буддизмом. Название синтоизм происходит от слова "синто" - "путь богов". В основе её лежит поклонение всевозможным ками - сверхъестественным существам. Основные виды ками - это:
Духи природы (ками гор, рек, ветра, дождя и т.д.);
Незаурядные личности, объявленные ками;
Силы и способности, заключенные в людях и природе (скажем, ками роста или репродукции);
Духи умерших.
Синтоисты считают, что у всего есть души, которые называются "ками". Человек после смерти тоже становится ками.
Утверждается, что в мире существует восемь миллионов ками. ("восемь миллионов" - это обычное обозначение для "очень много"). Ками бывают разные. Одни обеспечивают хороший урожай, их называют Фуку-но-ками. Другие - приносят несчастье, их называют Магацу-ками. Смысл анимизма состоит в привлечении Фуку-но-ками и в изгнании Магацу-ками. Их этих ритуалов впоследствии возникли песни, танцы и праздники. В каждой деревне было святилище синто, в котором поклонялись самым главным ками этой деревни. Hекоторые почитали водяного ками (Рю-дзин или Дух дракона), некоторые - ками старого дерева. Когда крестьянин умирал, ему также поклонялись в этом святилище. Он становился малым ками. Тем не менее, как и в христианстве, правители использовали синтоизм для укрепления своей власти. Они создали новую солнечную ками по имени Аматерасу, и сделали её повелительницей всех ками. Затем Император был объявлен потомком Аматерасу. После этого все святилища в стране были преобразованы для почитания Императора.
В каждой деревне и местности есть местный ками-покровитель. Никакого особенного разделения между ками и обычными людьми нет - есть множество мифов и легенд о браках людей и ками. Смерть осмысляется как переход в мир ками. Ребенок считается воплощением ками-предка (удзигами), поэтому в Японии с большим уважением относятся к маленьким детям.
Задача синтоиста - призвать побольше добрых духов и помириться со злыми. В принципе, добрые духи могут становиться злыми, если к ним обращаться недолжным образом. Поэтому по всей Японии во множестве храмов и часовен прихожане и священники приносят ками жертвы и молятся о помощи и поддержке. Вообще, все происходящее в мире в синтоизме объясняется индивидуальной волей ками, а не какими-либо законами или Судьбой.
Синтоистский храм состоит из двух помещёний - молельного зала (хайдэн) и комнаты (хондэн),в которой находится предмет, связанный с соответствующим ками. Важной частью храма являются тории - П-образные ворота, являющиеся символической границей между миром людей и миром ками. Часто строятся маленькие святилища на исторических и легендарных местах, оборудуются места поклонения у больших древних деревьев, также считающихся жилищами ками.
Когда 1300 лет назад в страну был привнесен буддизм, начался процесс взаимовлияния и взаимопроникновения этих религий. Во многих храмах происходит одновременное поклонение ками и буддам.
Сегодняшний синтоизм очень далек от первоначального анимизма. Большинство японцев - не особенно религиозные люди, и не верят в чудеса. Hо духовная основа синто сохраняется. Теперь синто - это способ существовать в мире природы, в ладу со всеми населяющими его духами.
Добавленно: [mergetime]1138211218[/mergetime]
Буддизм
В отличие от синтоизма, японский буддизм разбивается на множество сект. Изначально в буддизме считалось, что человек может спастись только личными усилиями и обретением духовного просветления. Те, кто сам не добился просветления, не спасение рассчитывать не могли. После смерти Будды его последователи разделились на две группы.
Одна из них получила название Хинаяна (Малая колесница) или южный буддизм, и по её учению спастись могли только монахи, смогшие достичь просветления.
Другая группа стала называться Махаяна (Большая колесница) или северный буддизм. В Махаяне считается, что Спасение человека может достигаться не только его собственными усилиями, но и помощью уже достигших Просветления существ - будд и бодхисаттв.
Соответственно, раздел между буддийскими сектами происходит из-за различных взглядов на то, какие именно будды и бодхисаттвы лучше всего могут помочь человеку.
Дзёдо
Дзёдо - это основная буддистская секта Японии.
В основе амидаизма или секты Дзёдо ("Чистой земли") лежит поклонение будде Амиде (или Амитабхе), повелителю райских земель (собственно, "Чистой земли") на Западе. Основным элементом поклонения является постоянное произнесение фразы "Наму Амида буцу" ("Слава будде Амиде"). Многие правители Японии пытались уничтожить эту секту, но она всё ещё остаётся одним из популярнейших в Японии направлений буддизма.
Секта Дзёдо - это дальние последователи учения Махаяны. Священники Дзёдо отвергли учение о предопределении спасения. Оно оказалось слишком сложным для понимания простыми людьми.
Вместо этого они провозгласили: "Ты возродишься в раю, если будешь творить добро, и возродишься в аду, если будешь творить зло". Они также утверждали, что возможно шесть жизней:
жизнь человека,
жизнь в раю,
жизнь животного,
жизнь в вечных войнах,
жизнь в вечном голоде и
жизнь в "нирване".
Первоначально секта Дзёдо появилась в древнем Китае, а в Японию она попала около 1000 лет назад. Здесь она смешалась с синтоизмом и другими формами культа предков. В результате, Дзёдо начала придавать очень большое значение похоронам и заупокойным службам.
Синран был самым известным проповедником Дзёдо и основателем движения Дзёдо-син-су. Его знаменитые слова "акунин сёку" - "даже вор может спастись" сравнивают с Hагорной Проповедью Иисуса Христа. Дзёдо-син-су считается единственной религией японской религией, которая обещает всеобщее прощение после смерти. Поэтому фанатики-приверженцы этой секты не боятся смерти, как и фанатики-исламисты. В свое время Дзёдо-син-су была известна своим отчаянным сопротивлением в ответ на любые попытки её уничтожить (а это пытались сделать большинство правителей Японии). Крестьяне-члены Дзёдо-син-су много раз восставали против правительства, эти мятежи назывались "Икко-икки" ("Икки" - значит "мятеж"). Моральный дух членов секты был очень высок, и они всегда сражались до последней капли крови. Во времена Гражданской Войны Дзёдо-син-су была одной из важнейших политических сил в Японии. Сейчас приверженцы Дзёдо-син-су, возглавляемые первосвященником Кеннье Коса, всё ещё достаточно сильны, хотя ещё в XVII-ом веке разделились на секты Хонганзи и Отани. Раскол был вызван политикой Токугавы Иеясу, который хотел ослабить секту, угрожающую его сегунату в Эдо. Хотя оба крыла движения имеют схожие догматы, их отношения между собой нельзя назвать дружескими.
Добавленно: [mergetime]1138211265[/mergetime]
Нитирэн
Во многом очень схожа с амидаизмом секта Нитирэн, для которой священной фразой является "Наму мёхо рэнгэ кё" ("Слава сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы"). Здесь объектом поклонения является сам Будда и "Сутра Лотоса" - один из основных для северного буддизма текстов.
Эзотерика
Более тысячи лет назад в Японию была привезена другая буддистская секта - Миккье, или Эзотерический буддизм.
Её учение куда более сложно для понимания, но зато её последователи считаются обладателями невероятных способностей - летать, творить чудеса, излечивать болезни, убивать людей своим проклятьем, предсказывать будущее, отпугивать призраков, сражаться с чудовищами силой Будды.
Эта религия была популярна среди знати Хейанской Эпохи. Существовало два основных храма эзотериков:
храм Энрякудзи и
храм Конгобудзи
Hо храм Энрякудзи на горе Хиай в Киото был уничтожен Одой Hобунагой во времена Гражданской Войны, и остался только храм Конгобудзи на горе Куйа. Кукай или Кобо Тайси, был самым известным проповедником Эзотерики. Он основал секту Сингонсу и построил храм Конгобудзи. Священники этой религии часто жили отшельниками в горах. Таких монахов называли "ямабуси" и узнать их можно было по большим чёткам (нэндзю) в виде ожерелья на шее и посоху с кольцами.
Говорили, что они настоящие мастера как в хорики (чудесах), так и в боевых искусствах.
Дзен
Особняком стоит Дзен, учение, основанное на Хинаяне. В его основе лежит представление о Спасении исключительно своими силами (и только для монахов) только путем медитации.
Для медитации они использовали особые вопросы, ответы на которые можно было получить, только получив духовное просветление. Вопросы, которые задавали последователи Дзен, очень сложны и кажутся совершенно бессмысленными. Hапример: "Когда вы хлопаете в ладоши, какая рука издает звук?" "Обе руки" - неправильный ответ. Вообще, здесь не может быть верного ответа. Постижение Истины последователями Дзен достигалось именно с помощью таких вопросов.
Основным методом достижения Просветления считается осознание мироздания, достигающегося за счет размышления над притчами - коанами, или моментальное случайное прозрение, вызванное каким-то неожиданным событием (скажем, ударом по спине палкой).
Добавленно: [mergetime]1138211358[/mergetime]
Даосизм
Сам по себе даосизм в Японии никогда особой популярностью не пользовался. Тем не менее, влияние китайских даосских легенд на японскую культуру и литературу весьма значительно.
Основой учения Дао считается труд китайского философа Лао Цзы"Дао дэ дзин". Мироздание с точки зрения даосизма существует за счет неизъяснимого Дао ("Пути"), движущего и управляющего всем сущим. Следование законам Дао - это путь жизни и блаженства. Практичные китайцы поняли даосизм как изучение законов природы и мироздания. Даосам - мудрецам, постигшим Дао, приписывалась вечная жизнь и разнообразные магические умения. Именно даосизм породил дальневосточную алхимию, основным интересом которой был не "философский камень" европейских алхимиков, а поиск "эликсира бессмертия". Даосов, достигших бессмертия, называли "сэннин". Считалось, что они, как ямабуси, живут отшельниками в горах. Разнообразные истории о великих даосах и о рецептах бессмертия пересекли море и стали очень популярны в Японии.
Во многом именно на этих легендах основывается искусство Оммёдо ("Путь гармонии Инь и Ян") - японское искусство призвания и управления демонами, предсказания судьбы, астрологии, магического иcцеления и так далее.